11 июля 2006
Ваше Святейшество!
5-го июля сего года на встрече с Патриархом Всея Руси Алексием II Вы призвали все религиозные институты мира поучаствовать в разрешении межнациональных конфликтов. Меня, как беженца из Грузии, человека, который выносил гроб отца из чужого дома, – поразил цинизм данного призыва. Дабы не быть голословным приведу один документ, опубликованный в Тбилисской газете «Заря Востока» 30 октября 1990 года:
«Чрезвычайный приказ Католикоса-Патриарха Всея Грузии Илии II
(Приказ зачитан 28 октября 1990 года в Сионском кафедральном соборе после молебна):
Во имя Отца и Сына и Святого духа приказываю:
Отныне убийцу каждого грузина, несмотря на вину или невиновность жертвы (убитого), объявить врагом грузинского народа.
Занести фамилию и имя убийцы в специальную книгу патриаршества и передавать из поколения в поколение как постыдное и подлежащее осуждению.
Чрезвычайный приказ этот принят, дабы в Грузии навеки был изжит тягчайший грех и преступление против Бога и нации – братоубийство.
Илия II, Католикос-Патриарх Всея Грузии».
Я прекрасно понимаю, что переоценка ценностей и ежеутреннее измерение удельного веса добра и зла – мучительный процесс, даже если на ночном столике покоится Библия, а в углу висит Распятие. Но его надо пережить с минимальными потерями. Полагаю, Церковь – помимо заботы о спасении душ – могла бы взять на себя функции защиты жизней своих прихожан, предавая анафеме ничем не оправданное убийство. В этом контексте Чрезвычайный приказ выглядит вполне правомерным. Но только на первый взгляд: стоит вчитаться повнимательнее в текст приказа, и вы увидите торчащие из него ушки шовинизма, пренебрежение к представителям других национальностей, проживающих на территории Грузии. Вопреки христианской доктрине, призывающей к братству во Христе, словосочетание «братоубийство» трактуется исключительно в пользу грузин, оставляя за порогом церкви и лишая духовной опеки другие народы Грузии. Что это, как не богохульство – ведь библейская заповедь «НЕ УБИВАЙ» (Евангелие от Матфея, 19, 18) трансформировалась в узконациональную «НЕ УБИВАЙ ГРУЗИНА»!
Ваше Святейшество!
Понятия «идентичность», «самоопределение нации» меркнут под гнетом заботы о хлебе насущном. Жизнь трудная, вы сами видите. Однако людей, какими бы простыми они ни были, не обманешь. Юго-осетин обвиняют в сепаратизме, не утруждаясь задуматься – почему так, почему добродушный до наивности народ повернулся спиной к соседу, от которого раньше и заборами не отгораживался? Наша с Вами История? Давайте не будем об истории. Даже Картлис Цховреба не является для вас авторитетом, когда речь идет об осетино-грузинских отношениях. Человеку свойственно вычитывать в тексте только то, что укладывается в прокрустово ложе его концепции. Впрочем, ни о какой концепции уже речь не идет.
Ваше Святейшество!
Начало ХХ-го века и конец его так ничему нас и не научили. Мы с Вами стоим на грани войны, «братоубийства», если угодно, однако не предпринимаем ничего, дабы предотвратить ее. Потом, когда наши дети лягут на поле брани, мы станем рвать на себе волосы и причитать: «Боже, почему мы бездействовали?!»
Исходя из вышеизложенного, у меня возникли вопросы, ответы на которые заметно прояснили бы ситуацию на границе Юго-Осетии и Грузии:
1. Занесет ли грузинская церковь в специальную книгу патриаршества и будет ли передавать из поколения в поколение как постыдное фамилию и имя грузина, если тот расстреляет из автомата пару сотен негрузин? Или во славу «убивца» в грузинских церквах свершат торжественную литургию, оглашая мир колокольным звоном?
2. Чем вышеупомянутый «Чрезвычайный приказ Католикоса-Патриарха Всея Грузии» отличается от приказов фюрера, с позволения которых гитлеровские солдаты маршировали с нацистскими песнями по Германии и выжигали шестиконечные звезды на спинах евреев?
3. Не является ли сей приказ индульгенцией на геноцид и убийство негрузин, проживающих на территории Грузии?
С уважением – Игорь Булкаты, писатель.